На сегодняшний день широко применяются весы трех видов: механические, электромеханические и электронные.

Механические весы

У них взвешивание происходит благодаря взаимодействию системы рычагов и грузов (пружин),а отображение информации о взвешиваемом грузе — благодаря перемещению стрелки, механически связанной с системой рычагов. Главное достоинство таких весов — низкая цена. Однако если прибором приходится пользоваться часто, то эксплуатационные расходы резко возрастают, и упомянутое достоинство испаряется.

Недостатков же у механических весов немало. Начать можно с того, что у них имеются такие детали, как фиксирующие серьги и призмы. Призмы быстро стачиваются (особенно при большом грузопотоке). Серьги же при неудачном смещении платформы могут слетать, и установить их обратно довольно трудно. А ведь со случаями боковых смещений платформы при большом грузопотоке сталкиваться приходится довольно часто.

Коррозионная стойкость большинства российских механических весов также оставляет желать лучшего, поэтому при покупке рекомендуется обрабатывать их защитным составом.

Кроме того, считывание показаний со шкалы механических весов довольно затруднительно, так как требует при каждом взвешивании уравновешивать систему рычагов и гирь (приходится «гонять» гирьку по шкале). Таким образом, каждое взвешивание занимает в несколько раз больше времени, чем на электромеханических или электронных весах.

Наконец, механические весы нуждаются в регулярном техническом обслуживании, смазке, чистке, настройке, что еще больше увеличивает эксплуатационные расходы.

Электромеханические весы

Они сочетают в себе достоинства и недостатки механических и электронных весов. От первых им «по наследству» досталась рычажная система с серьгами и призмами, а от вторых — электронное устройство считывания показаний результатов измерений. Как известно, электроника отличается долговечностью при условии соблюдения условий эксплуатации (режим по влажности, отсутствие ударов по электронным блокам и падений). Колебания напряжения в сети и даже помехи от работающего рядом радиотелефона также могут вызвать перебои в работе электроники, заключающиесяв искажении результата или увеличении времени на его отображение.

Два самых серьезных недостатка этого промежуточного решения — повышенная трудоемкость диагностики неисправностей и недолговечность. Чтобы ремонтировать такие весы, нужно одновременно отслеживать возможные неполадки в механической и электронной системах. Говоря о ремонтопригодности электромеханических весов, стоит отметить, что выпускаемые в настоящее время приборы комплектуются импортной электроникой (в том числе и ЖК-индикаторами). На первый взгляд, импортные комплектующие выглядят привлекательно с точки зрения их долговечности, но когда встает вопрос о стоимости замены или ремонта этих деталей, цена может оказаться неоправданно высокой.

При всех недостатках есть в электромеханической концепции и один большой плюс. Снабдив механические весы устройством электронного отображения информации, можно дать им вторую жизнь, уменьшив время взвешивания и увеличив тем самым «пропускную» способность.

Стоимость электромеханических весов значительно выше, чем механических. По этому показателю они находятся приблизительно на одном уровне с электронными.

Электронные весы

Ни призм, ни серег, ни рычагов в электронных весах нет. Внутри находится датчик, который определенным образом передает сигнал о нагрузке на индикатор. Конструкция его такова, что он не изнашивается, поскольку не имеет подвижных частей.

Датчики бывают разных видов, и это во многом определяет характеристики приборов. Впрочем, существует несколько простых правил, распространяющихся на электронные весы всех конструкций, при соблюдении которых они служат очень долго:

  • выполняется режим по влажности (весы не стоят на мокром полу);
  • к весам относятся бережно;
  • соблюдаются паспортные ограничения (к примеру груз в 150 кг не взвешивается на весах, у которых предел составляет 100 кг).

Так как чувствительность к ударным перегрузкам у электронных весов ниже, чем у механических и электромеханических, то, соответственно, выше показатели ударопрочности и стойкости к смещениям платформы. Однако не следует забывать, что удары им все же противопоказаны — можно повредить датчик и вывести прибор из строя.

Все вышеизложенное позволяет считать электронные весы наиболее избавленными от недостатков. Их конструкция универсальна и дает возможность создавать приборы, наиболее полно отвечающие условиям эксплуатации как по нагрузкам, так и по размерам платформ или видам исполнения. Например, большегрузные складские весы для удобства работы с погрузчиками или тележками могут быть выполнены с ограждением (для предупреждения наезда колесами),с пандусами (для заезда транспорта) или врезными (для взвешивания целиком с тележкой). Задача взвешивания паллет также легко решается с помощью электронных весов: здесь как нельзя кстати будут специализированные паллетныеП-образные весы или врезные весы платформенного типа.

Набор размеров платформ механических и электромеханических приборов ограничен, в то время как электронные (благодаря применению тензодатчиков) бывают от 30х30 см до 2х1,5 м. В настоящее время на рынке присутствуют механические и электромеханические весы грузоподъемностью до 1 т, электроника же позволяет расширять диапазон нагрузок до 10 т и выше. В результате значительно расширяется спектр применения электронных приборов — от взвешивания блюд на кухне ресторанов или кафе до приемки крупных партий товаров на оптовых базах и складах.

Электронные весы делятся на промышленные (предназначены исключительно для взвешивания) и торговые (выполняют также различные арифметические операции, например, подсчитывают стоимость товара). На торговых весах обязательно должны присутствовать три индикатора: «масса», «цена за 1 кг» и «стоимость».